Воспитание нравственных навыков. Воспитание культуры поведения у дошкольника. Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности.

                                                                                                                                         К. Д. Ушинский

 

Воспитание нравственных навыков — важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике,  культуре речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. 

 Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.

 Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

             Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. Старшие дошкольники учатся  навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей присесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадки в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия...

            Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.

            Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней.          Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.

            И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа, (как и что делать), к объяснению, напоминанию.

            Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки — это значит:  машину возить за веревочку, не садиться на нее, если она для этого не предназначена; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил обращения с игрушками помогает усвоению обобщенного правила — беречь игрушки.

            Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

            Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.

            Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

             Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших.

            Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том,  как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.

 Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным.

             Вот сын, рассматривая иллюстрации в «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.

             Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.

            Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

            Детям 5—7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.

             Не забывайте о художественном слове — рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

             С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.

            И наконец, выполнение норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

             Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.

Правдивость и деликатность

            Одно из важных качеств личности, начала  которого закладываются в дошкольном детстве, — честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.

            Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать — будут упрекать. Вот здесь-то и проявляется формирующийся характер. Что победит — трусость или мужество и правдивость?

            Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу — рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку — он сам должен разобраться в поступке героя.

            Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям.

             Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.

             Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произведения.

            Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.

            Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением — ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.

             Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное — не причинять боли другому человеку.

             Заметим, что воспитание такой сдержанности — дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к малышу, дадут результат и в этом случае.

Возраст детей 3-4 года: Складываются элементарные представления  о том «что такое хорошо, а что такое плохо. Формируется отрицательное отношение к грубости и подлости. На основе примеров из опыта, его конкретных поступков развиваются представление  о доброте, взаимопомощи, правдивости

 Возраст 4-5 лет:  Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

 Возраст 5-6 лет:  Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах (правдивый – это тот, кто не  обманывает, не берет  без спроса чужих вещей и т.д.)

 

Что такое хорошо и что такое плохо..." Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

            Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом,  и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

            Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду, прежде всего, конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.

            ...Наташа пошла с родителями в гости и там отказалась выполнить просьбу пожилой хозяйки дома, нагрубила ей. Поступок Наташи дома был осужден: она вела себя невежливо по отношению к старому человеку; маме и папе было неловко, стыдно... Но при этом родители не забыли сказать, что они знают: Наташа на самом деле совсем другая — добрая, старательная, помогает маме.

            Эти родители поступили правильно; мимо дурного проходить нельзя, но нельзя на основании одного поступка оценивать личность в целом. Справедливо ли было назвать Наташу лентяйкой и грубиянкой?

 Задумывайтесь над причинами, побудившими детей поступить так, а не иначе, не спешите с приговором: быть может, найдутся смягчающие вину обстоятельства.

             Оля отказалась дать своей подружке покататься на велосипеде. Правильно ли сказать ей: «Ты — жадина»? Нет, Оля как раз очень добрая девочка. Но не будем предъявлять слишком высокие требования к ней. Слишком долго она ждала того дня, когда мама разрешит ей, наконец, с наступлением теплых дней вынести велосипед на улицу. Очень уж велико было у Оли желание самой покататься на нем!

            Малышу говорят: «Какой ты врун! Лгать нехорошо!» А Саша вовсе не солгал, он очень ловко придумал, как они ездили с детским садом в цирк. И эта фантазия была рождена стремлением выдать желаемое за реальное.

 И когда вы собираетесь похвалить ребенка, постарайтесь учесть мотивы, которые двигали им.

            Вот Вова, всегда такой эгоистичный, сейчас охотно, без ссор и конфликтов отдает Вите свой подъемный кран. Но, оказывается, сделал он это небескорыстно: потребовал в обмен на игрушку конфету. За что же его хвалить?

             Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Антон— хороший мальчик», «Коля хорошо поступил» — такие оценки, конечно, обрадуют малышей. Но почему их хвалят, дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобные оценки малоэффективны.

            Выполнял ли ребенок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чем нужно помочь старшим, пожалел ли маленького — во всех этих случаях постарайтесь понять, действовал ли ребенок с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился, выполнял ли установленные требования по отношению к сверстникам и взрослым. Вот почему, оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец», «хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще недостает. Митя правильно сделал, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату.,

             Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка

             Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.

             Но в целом, следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

 

 

 

Воспитание в ребенке чувства эмпатии. Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

            Эмпатия – это совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных состояний другого человека и обусловливающих сострадание, соучастие, сопереживание, сочувствие.  К  ним  относят  такие чувства, как  жалость, печаль, скорбь, соболезнование, огорчение по поводу беды, несчастья, крупных неприятностей, боли, сострадания другому человеку. Большинство психологов полагают, что эмпатийные чувства составляют основу гуманного отношения к другим людям. Высшим проявлением эмпатийных чувств является альтруизм – принесение в жертву своих собственных интересов ради благополучия другого человека. Так, альтруистическое поведение характерно для родителей, прежде всего, матерей, испытывающих безграничную, самоотверженную любовь к своим детям. Подлинная  любовь и дружба в высших своих проявлениях связаны именно с альтруизмом.

            Эмпатия рассматривается некоторыми психологами как особый вид научения через замещающие переживания. Через это чувство ребенок включается в чужой для него эмоциональный опыт. Ребенок получает эмоциональное удовлетворение от того, что его сочувственные ответы вызывают положительную эмоцию у других.

             Благодаря переносу, проекции своих чувств желаний на других людей, особенно на членов своей семьи, ребенок постигает свою общность с ними. Так постепенно, шаг за шагом, ребенок через сочувствие, сопереживание развивает и обогащает свой опыт познания самого себя и близких ему людей. Сочувствие другим людям возможно, поскольку человек наполняет их переживание своим опытом. Гуманистическое и альтруистическое поведение ребенка возможно по мере формирования в нем соучастия в страданиях других людей.

            На основе тех или иных взаимных сопереживаний, общего душевного настроя семьи у ребенка может сформироваться деятельный альтруизм (самопожертвование, сострадание). Впоследствии этот деятельный альтруизм может переноситься в другие малые группы, но его истоки, его формирование берет начало именно в семейной общности.

            Развитие комплекса альтруистических чувств у ребенка предполагает накопление у него определенного опыта общения с другими людьми, особенно с членами собственной семьи. Сами эти чувства в определенной мере и степени являются частью эмоционального опыта ребенка.

            Перечисленные выше чувства имеют особое социальное значение, так как они помогают улучшению отношений между людьми, облегчению взаимопонимания. К тому же жизненные ситуации в той или иной мере требуют от человека именно таких сложных форм реагирования. Более того, в различных ситуациях перед человеком встает сложнейшая задача «понимания опыта других людей».

            Следовательно, в семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное проявление чувства эмпатии встречается у тех детей, родители которых обладают  развитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Эмпатия наиболее успешно формируется у детей, которые выросли в семьях, где они сами получали максимум доверия, любви и теплоты.

             Необходимо подчеркнуть, что именно на основе чувства эмпатии, соучастия, сострадания можно понять процесс осуществления у ребенка взаимосвязи переживаний и поведения, процесс формирования нравственных чувств.

             В нравственном и духовном воспитании ребенка в семье, основанном на чувстве эмпатии, дружбы, любви, уважения других людей происходит «эмоциональная реализация человечности».

            Сопереживание, сочувствие, соучастие – это не только нравственное развитие ребенка, но и особый вид познания мира человеческих отношений, познания других людей.

            Основываясь на этих чувствах, ребенок всматривается в других членов семьи и других людей, стремясь обнаружить в них собственные переживания. Таким образом, самопознание идет рука об руку с познанием других людей. Это два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса. Начинается такое познание с того, что ребенок наблюдает мимику матери, отца и инстинктивно, неосознанно им подражает. Ребенок уже с первых лет жизни повторяет и копирует жесты, позу, тон, мимику настроения матери и отца.

            Воспитание в ребенке чувства эмпатии, способности сопереживать чувства и настроения родителей необходимы для регулирования и семейных отношений, и отношений с другими людьми. Способность к сочувствию и состраданию помогает ограничивать эгоцентризм ребенка, воспитывать у него чувство родства всех людей. В процессе семейного воспитания ребенок учится преодолевать свой эгоизм, отождествлять себя с другими, стремиться прекратить страдания близких. В дальнейшем, став более взрослым, он будет находить в этом удовлетворение и счастье.

            Способности сострадать, сочувствовать, сопереживать, приобщаться к эмоциональной жизни другого  и способность пожертвовать своими интересами ради благополучия других членов семьи - это и есть подлинно человеческие формы отношений в семье.

             Итак, одна из важнейших задач супружеской пары – воспитание в ребенке подлинно человеческих качеств, таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие. Именно на этой основе между всеми членами семьи возникает духовная и эмоциональная общность, в силу которой происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

© madam-yackimowa2011

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz