Сотрудничество  ДОУ с семьёй  по вопросам поликультурного  воспитания дошкольников с нарушениями зрения.

Семья играет исключительную роль  в нравственном становлении  личности,  в сохранении и передаче культурных ценностей. Социализация дошкольника -  важнейший механизм  неформального образования. Семья выполняет важную социально-культурную функцию.

Поликультурное воспитание в российских условиях  определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.

            Главные задачи поликультурного воспитания:

-освоение культуры собственного народа;

- воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям;

-создание педагогических условий интеграции культур;

-развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов;

-воспитание в духе мира и сотрудничества.

Актуальность объясняется тем, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей.

В этой ситуации особенно остра проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.

Закон РФ «Об образовании» поставил перед педагогами задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

Духовно-нравственное развитие личности в границах общего образования осуществляется в педагогическом процессе с осознания дошкольниками ценностей семейной жизни.

Чрезвычайно важны и перспективны разработка путей и средств духовно-нравственного и поликультурного  воспитания детей, создание конкретных, непродолжительных, результативных проектов, направленных на воспитание морально-этических  и нравственных качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Система образования должна обеспечить родителям помощь в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника.

Какие качества мы хотим воспитать в себе и в наших детях?

            Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

- морально-волевые качества: целеустремленность, , настойчивость и последовательность, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание,  как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

 -эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностных ориентиров, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

-мировоззренческие качества: любовь к близким, к  детям, патриотизм, гуманизм,толерантность.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы  проводим  под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ для детей с нарушениями зрения.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ  мы осуществляем в трех направлениях:

  1.        I.            Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
  2.     II.            Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка,  родителей - «расшевелить»  их чувства).
  3.  III.            Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его  семье).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:

  • общение с представителями разных национальностей;
  • устное народное творчество;
  • художественная литература;
  • игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • декоративно-прикладное искусство, лепка, живопись, аппликация;
  • музыка;
  • совместные  семейные досуги (праздники, развлечения, театрализованные представления, конкурсы);
  • национальные блюда.

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:

  • осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
  • осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
  • формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
  • развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Мы используем  следующие формы работы с семьями:

  • Выпуск семейных газет.
  • Проектная деятельность.
  • Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.
  • Выставки совместных поделок.
  • Фотовыставки,  конкурсы поделок, семейные  фоторепортажи.
  • Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.

Начальным этапом   моей работы с родителями   группы стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с  четырех лет начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей  с разнообразием жизненного уклада всех национальностей, встречающихся в нашей группе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.  Нам повезло. Родители, активно участвуя в жизни  группы и детского сада, проявляют  интерес к совместным видам деятельности  с детьми и педагогами.  Их  интерес, творчество и   фантазия передаются детям.

Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, приобщение к культуре родного края. Одним из первых проектов по данной  проблеме был проект «Маленькая страна – это моя семья». Именно из этого проекта вынесена идея выпуска  «Семейной газеты». Затем были проекты «Город моей мечты», «Люби и знай свой край!», «Достопримечательные места города Чебоксары, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941-45 г.».

 Интересно проходила  реализация проекта «Любимое блюдо моей семьи» на  чувашской неделе национальной культуры. На презентации проектов в рамках родительского клуба семьи  представляли различные национальные кушанья,  родители делились рецептами,  все дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей: татарский «чак - чак», русские блины,  чувашский суп  с домашней лапшой «яшка», «хуплу» и др. Такие мероприятия не могут оставить равнодушным никого.

 Дошкольники в восторге от  выпуска семейных газет, к которым подключаются все члены семьи. За два года выпустили семейные тематические газеты: «Мой папа-защитник Отечества», «Мамины помощники», «Один день из жизни семьи»,« Мы - путешественники» (с  мини-репортажами),  « Как мы отдыхали летом», «Рождественские каникулы», «Моя родословная»(генеалогическое древо семьи) , «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дорожная азбука», «Неделя безопасности» (по тематике ОБЖ), «О правах ребёнка»…

 Наши родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, многие выставки  мы проводим в виде конкурсов. Например: конкурсы игрушек «Новогодний сувенир» и «Очумелые ручки»  - это традиционные. Конкурсы рисунков «Моя  семья», «Мамины помощники», «Родной край»; конкурсы игрушек и кукол к 8 марта «Игрушка своими руками; конкурс плакатов  «Будь здоров!» «Осторожно!»; конкурсы поделок «Волшебное тесто»,  «Зимние гостинцы»,  «Дары  Осени»,  конкурс кукол в национальных костюмах  и т. д.

Этапы организации выставки-конкурса следующие:

  1. Объявление темы предстоящего конкурса.
  2. Проведение  консультации о критериях конкурса.
  3. Представление конкурсных работ под номерами (анонимно) на неделю и каждый посетитель выставки имеет право проголосовать за понравившуюся работу.
  4. Подпись работ выставки-конкурса.
  5. Подсчитывание голосов.
  6. Объявление победителей.
  7. Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
  8. Организация экскурсии с детьми, вынесение групповой выставки на общесадовую выставку.

По окончании выставки все работы используются для украшения интерьера групп, посылаются для участия в городских или региональных, российских конкурсах «Совёнок», «Дарование» и др.

Еще одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей.  Мы  изучаем обряды, традиции народов Поволжья, изготавливаем поделки, шьём  с родителями костюмы; проигрываем сцены  сказок, каждого отдельного народа; знакомим  с особенностями  народного искусства, национальной кухни ;  играем в подвижно-речевые игры, а потом вместе с родителями проводим встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех  дошкольников в МБДОУ: «Масленицу»,  «День города», « Рождественские колядки», «Дружбы хоровод» и др.

            Поликультурное  воспитание  мы начинаем с младшего дошкольного возраста с прикосновения к истории своей семьи, которая является хранительницей национальных традиций. Это вызывает сильные личные эмоции у каждого ребёнка.  Мы бережно относимся  к особенностям семейных традиций, приобщаем детей к истории и культуре своего края, воспитываем толерантное отношение к людям, любовь к  родному городу, Родине.

Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать культурологическое  пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Планируем расширять  взаимодействие  с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре/ – М. «Просвещение», 1993.

2. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения»/ – М., 1994.

3. Дунин-Васович, М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара /  под ред. Л. А. Парамоновой; сост. Т. А. Румер. – М., 1994;

4. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/ под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004

5.  Воскресенская, Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. —№ 2. — С. 105—107.

6.  Давыдов В.В. Развивающее обучение / - М, 2006

7.  Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6.

8.  Макаев, В. В., Малькова, З. А., Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 3—10.

9.    Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. — 2007. — № 3. — С. 79—81.

10.   Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.

11.   Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. — 2003. — № 4. — С. 107—132.

   Упражнения и занятия  с тестом.

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.

Цель:  Научить лепке из солёного теста, развивать  художественные способности  абстрактное  мышление  и воображение.

Задачи  по  развитию  детей  младшего  возраста:

  •          Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
  •          Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
  •          Знакомить со свойствами материала;
  •          Обучать приёмам лепки.  

Задачи  по  развитию  детей  старшего   возраста:

  •  Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
  •  Развивать мышления и воображения.
  •  Развивать  внимание.
  •  Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.                                                                                                                            Принципы:
  •         Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  •         Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  •         Принцип обогащения сенсорного опыта.
  •         Последовательности и систематичности.
  •         Личностно-ориентированный подход.
  •         Культурного обогащения, содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  •         Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  •         Игровое обучение
  •         Педагогика сотрудничества

 

 

 

Какими могут быть посильные задания для малышей?

  • Малыш может отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
  • Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
  • Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.
  • Можно слепить кулоны и бусы и запечь их в духовке. Есть их нельзя, зато можно раскрасить акварелью, нанизать на нитку и носить, как украшение. Подобные украшения могут быть тематическими: на них легко написать, скажем, инициалы именинника. В них можно воткнуть бисер, а через несколько дней расписать тонкой кисточкой.
  • Можно обмазывать тестом  баночки, орехи, крышки и т.п.
  • Можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек. А можно просто скатывать шарики, раскрашивать их, втыкать тонкую проволоку  - готовы елочные шары.
  • Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова
  • Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.
  • Облепляем картонный шаблон  фигурки - и втыкаем украшения из крупы и фольги, макарон, бумаги …
  • Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес. Далее - в зависимости от времени года - вы можете: налепить зеленые листочки,  посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина; а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.
  • Хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку - лепим трех медведей и девочку, или трех поросят и волка, делаем домики и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей - и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

© madam-yackimowa2011

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz