Сотрудничество ДОУ с семьёй по вопросам поликультурного воспитания дошкольников с нарушениями зрения. Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Социализация дошкольника - важнейший механизм неформального образования. Семья выполняет важную социально-культурную функцию. Поликультурное воспитание в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде. Главные задачи поликультурного воспитания: -освоение культуры собственного народа; - воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; -создание педагогических условий интеграции культур; -развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; -воспитание в духе мира и сотрудничества. Актуальность объясняется тем, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. В этой ситуации особенно остра проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Закон РФ «Об образовании» поставил перед педагогами задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Духовно-нравственное развитие личности в границах общего образования осуществляется в педагогическом процессе с осознания дошкольниками ценностей семейной жизни. Чрезвычайно важны и перспективны разработка путей и средств духовно-нравственного и поликультурного воспитания детей, создание конкретных, непродолжительных, результативных проектов, направленных на воспитание морально-этических и нравственных качеств личности. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Система образования должна обеспечить родителям помощь в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника. Какие качества мы хотим воспитать в себе и в наших детях? Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются: - морально-волевые качества: целеустремленность, , настойчивость и последовательность, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание, как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях; -эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностных ориентиров, живость и энергичность, приветливость, достоинство; -мировоззренческие качества: любовь к близким, к детям, патриотизм, гуманизм,толерантность. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы проводим под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ для детей с нарушениями зрения. Поликультурное воспитание детей в ДОУ мы осуществляем в трех направлениях:
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Мы используем следующие формы работы с семьями:
Начальным этапом моей работы с родителями группы стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей с разнообразием жизненного уклада всех национальностей, встречающихся в нашей группе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества с семьями воспитанников. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Нам повезло. Родители, активно участвуя в жизни группы и детского сада, проявляют интерес к совместным видам деятельности с детьми и педагогами. Их интерес, творчество и фантазия передаются детям. Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, приобщение к культуре родного края. Одним из первых проектов по данной проблеме был проект «Маленькая страна – это моя семья». Именно из этого проекта вынесена идея выпуска «Семейной газеты». Затем были проекты «Город моей мечты», «Люби и знай свой край!», «Достопримечательные места города Чебоксары, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941-45 г.». Интересно проходила реализация проекта «Любимое блюдо моей семьи» на чувашской неделе национальной культуры. На презентации проектов в рамках родительского клуба семьи представляли различные национальные кушанья, родители делились рецептами, все дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей: татарский «чак - чак», русские блины, чувашский суп с домашней лапшой «яшка», «хуплу» и др. Такие мероприятия не могут оставить равнодушным никого. Дошкольники в восторге от выпуска семейных газет, к которым подключаются все члены семьи. За два года выпустили семейные тематические газеты: «Мой папа-защитник Отечества», «Мамины помощники», «Один день из жизни семьи»,« Мы - путешественники» (с мини-репортажами), « Как мы отдыхали летом», «Рождественские каникулы», «Моя родословная»(генеалогическое древо семьи) , «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дорожная азбука», «Неделя безопасности» (по тематике ОБЖ), «О правах ребёнка»… Наши родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, многие выставки мы проводим в виде конкурсов. Например: конкурсы игрушек «Новогодний сувенир» и «Очумелые ручки» - это традиционные. Конкурсы рисунков «Моя семья», «Мамины помощники», «Родной край»; конкурсы игрушек и кукол к 8 марта «Игрушка своими руками; конкурс плакатов «Будь здоров!» «Осторожно!»; конкурсы поделок «Волшебное тесто», «Зимние гостинцы», «Дары Осени», конкурс кукол в национальных костюмах и т. д. Этапы организации выставки-конкурса следующие:
По окончании выставки все работы используются для украшения интерьера групп, посылаются для участия в городских или региональных, российских конкурсах «Совёнок», «Дарование» и др. Еще одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Мы изучаем обряды, традиции народов Поволжья, изготавливаем поделки, шьём с родителями костюмы; проигрываем сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомим с особенностями народного искусства, национальной кухни ; играем в подвижно-речевые игры, а потом вместе с родителями проводим встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех дошкольников в МБДОУ: «Масленицу», «День города», « Рождественские колядки», «Дружбы хоровод» и др. Поликультурное воспитание мы начинаем с младшего дошкольного возраста с прикосновения к истории своей семьи, которая является хранительницей национальных традиций. Это вызывает сильные личные эмоции у каждого ребёнка. Мы бережно относимся к особенностям семейных традиций, приобщаем детей к истории и культуре своего края, воспитываем толерантное отношение к людям, любовь к родному городу, Родине. Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать культурологическое пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома. Планируем расширять взаимодействие с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.
Список использованной литературы: 1. Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре/ – М. «Просвещение», 1993. 2. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения»/ – М., 1994. 3. Дунин-Васович, М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / под ред. Л. А. Парамоновой; сост. Т. А. Румер. – М., 1994; 4. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/ под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004 5. Воскресенская, Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. —№ 2. — С. 105—107. 6. Давыдов В.В. Развивающее обучение / - М, 2006 7. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6. 8. Макаев, В. В., Малькова, З. А., Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 3—10. 9. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. — 2007. — № 3. — С. 79—81. 10. Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2. 11. Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. — 2003. — № 4. — С. 107—132. Упражнения и занятия с тестом. Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей. Цель: Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение. Задачи по развитию детей младшего возраста:
Задачи по развитию детей старшего возраста:
|
|
|
© madam-yackimowa2011 |